Здоровьесберегающие
технологии на уроках информатики
При составлении тематического
планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. У меня
имеются свои обозначения: синим кружочком я помечаю уроки, на которых
затрагивается материал по физическому здоровью детей, красным – по
духовно-нравственному, зеленым – по экологическому здоровью. На уроках, в
зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении
и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении
перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Стараюсь достаточно часто
менять виды работ учащихся: опрос, тестирование, работа у доски, работа за ПК
(выполнение практической работы), работа с книгой, работа с тетрадью.
Содержание уроков информатики
составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо
связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим,
духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего,
через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые
составляю я.
Основные
вредные факторы при работе за компьютером: - Стесненная поза,
сидячее положение в течение длительного времени.
Дли тельное неизменное
положение тела у пользователя ПК, вызывает мышечно-скелетные нарушения.
-
Воздействие
электромагнитного излучения.
-
Утомление глаз,
нагрузка на зрение.
Пользователь
ПК читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на
источник света — монитор. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно.
Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на
другой.
- Перегрузка
суставов кистей.
- Стресс при потере
информации.
- Психические
расстройства.
При проблемах в реальной жизни,
общении с другими людьми ребенок ищет то, что ему не хватает в книгах,
просмотрах TV, компьютере...
Одной из моих основных задач является сохранение
здоровья учащихся. На уроках информатики это соблюдение санитарно-гигиенических
норм: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке
учащихся организация режима работы.
1.
Требования к монитору:
-
количество цветов не менее 256;
-
размер зерна не более 0,28 мм;
-
возможность регулировки яркости и контраста изображения.
2.
Монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см от глаз.
3.
Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В тоже
время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные
предметы, с которыми работаем.
4.
Чаще протирать экран монитора.
Кроме
этого, для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями
являются:
-
упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20-25 минут (7-10 минут в
начальном звене) работы;
-
сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем
учащихся);
-
оптимальный тепловой режим;
-
физкультурные паузы в течение 3-4 минут во время перерывов;
-
физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления выполняются
индивидуально при появлении начальных признаков усталости.
Ожидаемые результаты.
После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности
учащихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с
физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке не будет. А создание
благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет
способствовать хорошему настроению учащихся, как на самом уроке, так и после
него.
Применение на уроках физкультминутки, которая повышает
двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой,
дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную
работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока, непотопляемости
и хорошему настроению.
|