Четверг
16.05.2024
09:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Чепцова Надежда Васильевна
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [2]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии


Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму.
(древняя китайская мудрость)

    В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.
     Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.
    На выбор мной этой темы повлияло то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование.
    Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий (СНИТ), в том числе мультимедийных пособий.
    Целью моей работы является: выявление влияния информационно коммуникативных технологий (ИКТ) на учебную мотивацию учащихся.
    Объект изучения: ИКТ в образовательном процессе.
    Предмет изучения: учебная мотивация.
Исходя из цели исследования, мною поставлены задачи:
  1. определить преимущества мультимедийных технологий по сравнению с традиционными;
  2. изучить различные методические приемы использования мультимедийных технологий на уроках биологии;
рассмотреть структуру мультимедийного урока.
    Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления.
    Информационные технологии позволяют:
• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
• коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
• рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
• использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
• изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
• представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
    В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
     На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать ЭОР «Анатомия - 8», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10-11», электронные энциклопедии «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету,
• систематизировать усвоенные знания,
• психологически настроить на атмосферу экзамена,
• натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
• сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,
• сформировать навыки самоконтроля,
• сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
• обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
    Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
    Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
    Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
    Можно использовать следующие методические приемы:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
    Этапы информатизации преподавания предмета:
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.
2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.
4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.
5. Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
    Большое влияние для педагогов имело знакомство с программой «Intel» в 2003 г. С этого момента возможность использовать компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
    Метод проектов получил в последнее время широкое признание, многие педагоги считают его альтернативой классно-урочной системе. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез. Некоторые исследователи настаивают на принципиальном различии - по смыслу, содержанию и направленности таких видов деятельности, как исследование и проектирование, и с ними нельзя не согласиться -    Тем не менее, исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и могут послужить эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготовить его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в нашей педагогической деятельности. В ходе данной деятельности учащиеся не только обобщают и систематизируют полученные знания, но и получают навыки исследовательского поиска: от постановки проблемного вопроса к формулированию гипотезы, выбору адекватных путей решения проблемы. Результаты деятельности оформляются в виде мультимедийных презентаций и печатных публикаций. Немаловажен также опыт работы в группе и представления плодов своей деятельности на конференции.
    В последнее время наблюдается и массовое внедрение Интернет в школьное образование, постепенно он становится все более доступным в образовательном процессе. В нашей школе использование Интернета бесплатное, что является дополнительным стимулом к работе в нем.
    Ресурсы Интернета безграничны и школьники используют эту возможность при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ. В дальнейшем эта информация не только многократно используется для расширения кругозора других учеников, но с помощью нее возможно создание противоречий, проблемных ситуаций и проведение диспутов по возникшей проблеме. В моей практике такие выступления учащиеся готовят по темам: «Генетика и здоровье человека», «Новейшие достижения селекции», «Трансгенные продукты – «за» и «против», «Клонирование – «быть или не быть?» и другие темы в общей биологии, которые отражают последние достижения современной науки и мало освещены в учебнике.
    Использование Интернет ресурсов повышает уровень проведения занятий, мотивацию учащихся к обучению, улучшает качество знаний.
    Сейчас имеется большое количество сайтов, посвященных биологии, экологии и методике преподавания. Это представляет интерес для меня как для учителя. На своих уроках часто применяю методические находки других учителей, сведения о которых нахожу в И
нтернете.
Категория: Мои статьи | Добавил: Nadenka (22.02.2011) | Автор: Чепцова Надежда Васильевна E
Просмотров: 3088 | Теги: выступление, ИКТ, информационно-коммуникационные техн, уроки биологии, использование икт | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Чепцова Надежда Васильевна © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz